+7 911907-89-66
Консультации по предварительной
записи по телефону

Уровни восприятия реальности, на примере Мира шахмат

 

Уровни восприятия реальности, на примере Мира шахмат

  1. Уровень

Пешка стоит на клетке шахматной доски. В зависимости от цвета клетки (белой или чёрной), пешка испытывает соответствующие переживания. Чёрные и белые клетки на шахматной доске, для неё это «чёрные и белые полосы жизни». В сознании пешки нет представления ни об игре, ни о поле игры. Нет даже представления о движении по шахматной доске, белая клетка «счастья» вдруг ни с того ни с сего становится чёрной клеткой «несчастья». С ней всё случается – её кто-то двигает, и как ей кажется, в хаотичном порядке. Она не видит ни каких закономерностей – правил игры.

2. Уровень

Появляется ощущение движения. Пешка как бы с высоты видит ближайшие клетки. Появляется возможность выбора, пойти с белой клетки прямо и попасть на чёрную, или съесть пешку наискосок и снова попасть на белую клетку. Другая пешка воспринимается как просто другая. Даже если пешка в состоянии различить, что пешка стоящая наискосок другого цвета, это не даёт ей понимания об игре.

3. Уровень

В результате движения по игровому полю, пешка замечает, что есть разнообразные фигуры белого и чёрного цветов. Съедаются фигуры противоположного цвета. Выявление закономерностей передвижения фигур, рождает процессное мышление. И, появляется догадка – существуют правила. Появляется рефлексия. Наверное, это какая-то игра?!

4. Уровень

Появляется понятие территории и границ. Начинается поиск оптимального правила для фигуры. Для пешки, это дойти до края доски и стать королевой. Начинается тактическая игра – чтобы не съели. Сознание пока ещё не выходит за рамки своей фигуры. Нет мышления уровня «белые играют против чёрных», и задача выиграть партию. Пешка (фигура) стремится всеми силами остаться в игре.

5. Уровень

Поднявшись в своём сознании над игрой, фигура вдруг понимает, что идёт позиционная борьба между белыми и чёрными. Судьба отдельно взятой фигуры неважна. Важно разыграть этюд (некий сценарий), получить победу белыми (чёрными).

Сознание на этом уровне сознаёт, что есть игровое поле, есть правила и есть фигуры. Ни конкретные ходы, ни конкретные фигуры значения не имеют. Значение имеет лишь соблюдение правил и выигрыш. Каким сценарием игры ты этого добьёшься, значения не имеет. 

На этом уровне у фигуры появляется переживание такой филосоФской категории как - ЦЕЛОЕ.

6. Уровень

Поднявшись в своём сознании над игрой ещё выше, фигура вдруг понимает, что есть играющий. Ведь кто-то создал правила игры. В отличие от участников его игры, играющему интересен сам процесс игры. Он получает удовольствие от игры с противником, а кто в конечном итоге победит в конкретной игре значения не имеет.

Гроссмейстер играет на большом количестве досок разные партии по разным сценариям. Цвет белых и чёрных это условное обозначение, чтобы играющим было удобнее играть. Цветовая дифференциация это всего лишь идеологические установки для участников игры. Гроссмейстеру совсем не обязательно выигрывать все партии. Ему идеологически важно подтвердить звание Гроссмейстера, а не счёт выигранных партий.

7. Уровень

«Поднимаясь над миром ещё выше…» Выясняется, что никаких конкретных досок вообще нет. Есть бескрайнее поле в чёрно-белую клеточку, на котором одновременно играются бесконечное множество партий и этюдов, тем, кто создал правила игры.

(Есть гроссмейстеры играющие вслепую)

8. Уровень

«Поднимаясь над миром игры ещё выше…» Выясняется, что никакого поля поделённого на чёрные и белые квадратики на этом уровне нет, есть представление о нём в виде правил его существования. Более того нет и самих фигур, есть символы которым приписаны правила (свойства). А все возможные игры проходят в голове Играющего?

9. Уровень

«На сам деле» были созданы только правила. В момент их создания, были сразу сыграны все возможные партии.

Но! Ты можешь продолжать бороться за ближайшую белую клетку! Ведь это не противоречит Правилам игры:)